Курганский кластер намерен развиваться по двум направлениям- импортозамещению и развитию диагностики трубопроводной арматуры.

Эти идеи активно поддерживает и Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей (НПАА). Как заявил на форуме ее президент Алексей Бабичев, на российском рынке арматуростроения сегодня импортная продукция составляет 60 %, и необходимо переломить такую тенденцию. Но она имеет свои причины. На форуме отмечено, что сегодня отечественная продукция не находит достаточного применения на промышленных объектах, поскольку они проектируются зарубежными организациями по международным стандартам, и в проектах предусмотрена комплектация зарубежным оборудованием. Уже на стадии тендера отсекаются российские производители.

Нет четкой стратегии импортозамещения со стороны заказчиков, координации действий заказчиков, производителей и проектных институтов. И как следствие – малая доля освоения технически сложной продукции для замены импорта.

Сергей Сухарев считает необходимым совершенствовать и законодательство – расширять требования по сертификации и отечественной, и импортной продукции.

Павел Галикаев, руководитель ЦСГ «Арматура устьевая, фонтанная и трубопроводная, приводы ШГМ» ПАО «ЛУКОЙЛ», говоря о практике внедрения импортозамещающего оборудования на объектах добычи и переработки нефти, подтвердил: российские производители могут заместить любую импортную арматуру. И привел в пример АК «Корвет», который вытеснил с рынка России изделия известной фирмы «Камерон». «Курган вообще силен задвижками», – отметил он.

Но менеджер «Лукойла» отметил, что на деле есть факты, когда качество арматуры низкое. В итоге техинспекции, проведенной на 60 заводах – поставщиках «Лукойла», 35 предприятий отстранили от поставок. « Мы переходим на прямые связи с производителями», подчеркнул Галикаев. И отметил в числе партнеров члена курганского арматурного кластера ООО НПФ «МКТ –АСДМ».

Генеральный директор АК «Корвет» Анатолий Чернов, говоря о том, что помогает эффективной работе, отметил важность подбора инженерных кадров, полного цикла производства, начиная с собственных конструкторских разработок, взвешенное распределение ресурсов, выход на мировые стандарты в работе ( предприятие многие годы подтверждает свое право маркировать изделия знаком API).

«Корвет» успешно сотрудничает с крупнейшими нефте-газодобывающими фирмами. К примеру, компания в прошлом году поставила оборудование на месторождение Приразломное на шельфе.

А мешает делу, по оценке Анатолия Чернова, дефицит в России качественного металла, сварочно-наплавочных материалов, засилье контрафакта, отсутствие реальной господдержки. А также неоправданные нередко требования заказчиков – «сделать втрое дешевле, а рассчитаться через год после поставки».

Анатолий Чернов также заострил внимание на дефиците информации – нужно больше сведений, что заказчики покупают по импорту. Это позволит системно и экономически обоснованно заниматься импортозамещением, считает он.

В кулуарах звучали разные мнения. К примеру, Севак Закоян, гендиректор фирмы «ЗауралПромАрматура+», считает, что «нужно исключить из тендеров всю импортную арматуру, которая уже производится в России».

Оценивая потенциал и Курганского арматурного кластера, и отрасли в целом с позиции повышения качества арматуры, Виктор Мальцев, генеральный директор АНО «Курганский центр испытаний, сертификации и стандартизации трубопроводной арматуры», говорил о необходимости развитие независимой системы испытаний арматуры.

«Проверка импортной продукции в России не ведется, нужна российская система сертификации, отметил он, причем независимая, чтобы отсечь все попытки покупки фальшивых сертификатов. А они есть. К нам поступали предложения о покупке протоколов испытаний. И без государства и региональных властей эти проблемы сами собой не решатся»,- считает Виктор Мальцев. Его предложение о комплексных испытаниях и российской, и импортной продукции поддержали участники форума.